Из истории школы имени Гнесиных, где в послевоенные годы преподавал Соломон Абрамзон
Московская Детская музыкальная школа имени Гнесиных - одно из звеньев большого музыкального "комбината", включающего в себя школу-семилетку (МДМШ имени Гнесиных), среднюю специальную школу имени Гнесиных, музыкальное училище имени Гнесиных и Российскую Академию Музыки имени Гнесиных.
Послевоенные годы
"Автономию" гнесинская школа-семилетка получает в 1948 году. В этом году коллектив педагогов школы пополняется молодыми музыкантами первого выпуска института имени Гнесиных. Это - Е. Воробьев, Е. Орлова (фортепиано), B. Федин (ударные инструменты), а в последующие годы М. Денисова, Т. Зайцева, Э. Ратинова, И. Савина, Т. Фрейнкина, Е. Эстри на, Н. Юрлова и окончившая Московскую консерваторию А. Кантор (все по классу фортепиано).
Фортепианным отделом, на котором работало около 30 педагогов, руководила в то время Н. Светозарова, в 1953 году ее сменила Е. Орлова. Старшие педагоги-пианисты (М. Августовская, C. Апфельбаум, О. Гнесина, А. Головина, Е. Крылова, В. Листова, А. Уринсон) опекали молодежь, помогая ценными методическими советами, щедро передавая свой педагогический опыт. Организационными вопросами занимался заведующий учебной частью С. Абрамзон. Е. Давыдова, первый директор школы после Елены Фабиановны, человек энергичный, с "широким кругозором, пользовалась авторитетом, доверием и любовью коллектива.
Тесно связана со школой была О. Гнесина. Помимо своей основной работы в училище, она еще занималась с детьми, присутствовала на зачетах и академических концертах маленьких пианистов, где играли и ее ученики, очень помогала коллективу, особенно молодым, своими советами. Общее художественное руководство осуществляла Ел. Гнесина. Она находила время и силы не только интересоваться делами школы, но и принимать в них участие: посещала концерты школы и вместе с педагогами обсуждала выступление каждого ученика, отмечая достижения и неудачи. Все, кому приходилось бывать на этих обсуждениях и участвовать в них, с благодарностью вспоминают взыскательное, строгое и вместе с тем исключительно доброжелательное и заботливое отношение Елены Фабиановны как к ученикам, так и к педагогам. Многие поколения педагогов, общаясь с Гнесиными, усваивали их принципы и традиции. Это - строгое отношение к выбору репертуара для учеников, воспитывавшихся только на высокохудожественных произведениях; поиски образцов в потоке современной детской литературы; воспитание в детях внимательно-то уважительного отношения к авторскому тексту, умение улавливать характерные черты стиля композитора; изучение личности ребенка, его человеческих свойств, потенциальных музыкальных зозможно'стей. И как следствие, постановка педагогического "диагноза" и задачи - как работать с ребенком, чтобы успешно развивать данную индивидуальность.
Для упорядочения учебного процесса Министерством культуры СССР в послевоенные годы была произведена реорганизация системы детского музыкального образования в стране, в основу которой был положен принцип дифференцированного обучения. Перед педагогами были поставлены две главные задачи. Первая - давать детям общее музыкальное образование, прививать любовь к музыке, вырабатывать навыки игры на музыкальном инструменте, чтения с листа, ансамблевой игры, подбора аккомпанемента, умения ориентироваться в стилях и элементарно разбираться в строений несложных произведений с тем, чтобы окончившие музыкальную школу могли стать культурными слушателями и .активными участниками музыкальной самодеятельности. Вторая задача - давать наиболее способным ученикам специальное музыкальное образование, всемерно развивать технику и художественный вкус, воспитывать исполнительские навыки с тем, чтобы готовить их к поступлению в музыкальные училища, то есть ас дальнейшему профессиональному обучению.
Для школы имени Гнесиных задачи эти не были новыми. Выше уже не раз отмечалось внимание Гнесиных к воспитанию в детях подлинной любви к музыке, стремление дать учащимся широкий круг музыкально-теоретических знаний и вместе с тем. выработать подлинный профессионализм.
В музыкальной школе имени Гнесиных условия для претворения указанных задач в жизнь были вполне благоприятны. Индивидуальный подход к каждому ученику полностью обеспечивал их выполнение.
С учащимися старших классов проводились консультативные занятия по дирижированию, гармонии и музыкальной литературе. Таким образом, выпускники школы, знакомые со спецификой хорового и теоретического отделов училища, вполне сознательно могли определить свою специализацию.
Руководство струнным отделом Елизавета Гнесина-Витачек передала в верные и добрые руки своего ученика С. Абрамзона, проявившего себя одаренным организатором. Классы скрипки вели Н. Дулова, С. Абрамзон, В. Соколов и более молодые А. Аншелевич, В. Рабей, К. Семенцов-Огиевский; классы виолончели - А. Бендицкий, Т. Гайдамович, А. Георгиан, А. Кливанский и выпускники института имени Гнесиных - С. Бурова, Н. Кузина; класс арфы много лет вел М. Рубин; класс контрабаса - К. Назарова-Высоцкая.
Хорошей школой музыкального воспитания стал ансамбль скрипачей, руководимый вначале Елизаветой Гнесиной-Витачек, а затем Дуловой. Выступления этого ансамбля всегда были содержательны и художественно ярки. Систематически работал ансамбль виолончелистов (руководитель - Бендицкий).
Под руководством Абрамзона был организован школьный струнный оркестр, исполнявший оркестровые произведения и аккомпанировавший юным солистам.
|