Историческая хроника от Йосефа до Моше Годы от События Сотворения мира · Рош-ходеш нисан - Моше сообщает сынам Израиля о пасхальной жертве;
·  14 нисана - днем евреи впервые приносят в жертву пасхального ягненка;
·  в полночь с 14 на 15 нисана - казнь первенцев в Египте;
·  15 нисана - рано утром евреи уходят из Египта;
·  21 нисана - евреи переходят через Красное море (7-й день Песаха);
·  месяц ияр - сражения с амалекитянами у местечка Рефидим;
·  16 ияра - начинает падать с неба манна;
·  1 сивана - Сыны Израиля прибывают в Синайскую пустыню;
·  1 сивана - Сыны Израиля прибывают в Синайскую пустыню;
·  5 сивана - сыны Израиля дают клятву "наасе венишма" - "будем исполнять (Тору) и поймем (ее)";
·  6 сивана - дарование Торы у горы Синай (праздник Шавуот).
2448
Йосеф продан в рабство и попадает в Египет. 2216
Йосеф становится правителем Египта 2229
Яаков и вся его семья из 70 человек поселяются в египетской провинции Гошен. 2238
Яаков умирает в возрасте 147 лет. Дети перевозят его тело в Хеврон и хоронят в Пещере праотцов. 2255
Йосеф умирает в возрасте 110 лет. Гроб с его телом опускают на дно Нила. 2309
Начало полного закабаления сынов Израиля в Египте. 2362/63
7 адара - рождается Моше 2368
Моше приходит к Фараону и требует выпустить евреев из Египта 2447


История праздника и Пасхальная трапеза

В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву пашаль – однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены и их стали отмечать в честь Исхода – дня рождения еврейского народа как нации:

«Наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками» (Исход 23, 14 - 15).

«Принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока» (Левит 23, 10 – 12).

«Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей» (Второзаконие 16, 16).

На основании этих предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка (пашаль) и сноп ячменя (омер).

Порядок празднования Песаха также детально определен в Священном Писании (Торе): «И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. ...В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. ...Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. ...Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. ...Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. ...Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда выйдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Исход 12, 2-27).

По преданию евреи, чудесным образом освобожденные из египетского рабства, покидали страну своего позора и унижения так поспешно, что не успели испечь в дорогу настоящего хлеба. Они были вынуждены довольствоваться пресными лепешками. С тех пор уже 3300 лет, отмечая этот день, иудеи в течение недели не едят хлебных продуктов, которые могут содержать закваску. В маце нет никаких примесей, только мука и вода, а весь процесс ее приготовления - от замеса до выпечки - длится не более 18 минут, пока мука в смеси с водой еще не начинает заквашиваться. Готовую мацу в Песах можно использовать для приготовления любых блюд.

По традиции дрожжевой хлеб в Пасхальную неделю нельзя даже держать в доме. Накануне праздника хозяйки проводят генеральную уборку - в помещении не должно остаться ни крошки "квасного". Существует особый ритуал: вечером после окончания уборки хозяин дома ходит по комнатам с зажженной свечой и сметает гусиным пером оставшиеся крошки, которые специально кладут на виду, в большую ложку.

Маца, ставшая символом Исхода, символизирует также чистоту, скромность и смирение: считается, что каждый еврей в любом поколении должен чувствовать себя в Песах так, словно сам освободился из неволи. Конечно, рабство уже не понимается в буквальном смысле. Но не являемся ли мы, например, рабами своих собственных грехов и недостатков? Многие в Песах дают себе обещание исправиться и начать жить по-новому.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре – особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа – прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца – крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас – кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного» (Малахия 4, 5).

Рядом с главой семейства, который обычно ведет седер, кладут подушку: она символизирует комфорт праздничной трапезы, которую в древности совершали полулежа. Самый младший из присутствующих детей задает ему четыре традиционных вопроса:
- Почему едят опресноки в этот вечер?
- Почему едят горькие травы в этот вечер?
- Почему травы обмакиваются в соленую воду?
- Почему следует возлежать в этот вечер?

Ведущий седер дает ответы на эти вопросы, объясняя символику разложенных на кеаре пасхальных яств. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы.

Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году – в Иерусалиме!».

В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней (Шир а-Ширим), что отражает земледельческие истоки праздника.




Пасхальное блюдо

Автор: Широков Петр

История Пасхи - это история нашего рабства и освобождения из Египта. Это история верности нашего Бога. Во время этого празднования в центре каждого стола стоит особенное блюдо. На этом блюде несколько важных предметов. Все предметы на блюде седера несут символическое знаэение. Они помогут нам рассказать историю и увидеть картину и путь нашего спасения.

Карпас-Зелень

Карпас - это зелень, обычно петрушка, сельдерей или капуста. Он символизирует новую жизнь, так как он зелёный, и также он представляет ветку иссопа, используемую для помазания косяков кровью жертвоприношения во время Песах. (Исход 12:22) Традиция учит нас, что солёная вода является символом слёз. Она напоминает нам о слeзах, пролитых нашими предками, когда они находились в рабстве. Другая традиция говорит, что солёная вода символизирует Красное (Чермное) море, воды которого Бог разверз для бегства Израиля от Египетской армии во время Исхода. Еще одна традиция трактует, что соленая вода это море, первое макание - это разделения моря, а второе макание - это замыкание моря. Поедание зелени символизирует море, поглащающее египтян. Макая Карпас в солёную воду, мы вспоминаем обо всём этом.

Хазерет - Корень горького растения

Хазерет - это корень хрена. Он горек, как и корень жизни зачастую горек. Он напоминает нам о горькой жизни Израиля в Египетском рабстве. Мы должны испытать подобие этой горечи через Марор, горькие травы.

Марор - Перемолотый хрен

Марор - это молотый хрен. Он горек потому, что жизнь нашего народа без искупления его и тяжёлая работа в рабстве были поистине горьки. Эта смесь очень острая. Когда мы едим марор, он вызывает слезы в наших глазах, что помогает нам пережить горечь жизни Израиля в Египте. Едят Марор как бутерброд. Две тысячи лет тому назад жил очень известный раввин по имени Гилель, который образовал традицию совмещать Мацу (пресный хлеб) с Марором (горькими травами) в бутерброд и есть их так. Обычай стал популярным и был передан через множество поколений. В Торе было заповедовано «…с опресноками и горькими травами пусть едят ее» (Числа 9:11).

Харосет - Сладкая смесь

Харосет - это смесь тёртых яблок, орехов, корицы с вином или соком. Из-за цвета Харосета мы сравниваем его с глиной, которую месили Израильтяне, изготовляя кирпичи для строительства городов Фараона. (Исход 1:14) Почему же тяжкий труд сравнён со сладкой смесью? Потому что даже самый тяжёлый труд услащён обещаниями Бога об освобождении.

Бейца -  Печеное яйцо

Бейца - это печёное яйцо, оно символизирует рождение и жизнь. Оно печёное потому, что в день Пасхи ягнята были принесены в жертву и испечены на огне. Бейца- это напоминание о дополнительном агнце, которого ели во время Песах в древние дни. Второе жертвоприношение во время Песах называется Хагига. Этот Пасхальный ягненок мог быть съеден только внутри Иерусалимских стен. По заповеди Божьей люди путешествовали в Иерусалим для празднования праздника и регистририровались во дворе храма в группах по 10 или по 20 человек. Один из представителей группы шел в храм для приношения ягненка в жертву и потом возвращался с ним обратно к своей группе чтоб испечь его. Каждый должен был есть досыта и если присуствовало около 20 человек, то одного ягненка не хватало. В таком случе и существовал второй агнец называемый Хагига. И так Бейца – печеное яйцо символизирует второго ягненка.

Еврейскому народу оно также напоминает о скорби по причине разрушения Храма в 70 году Н.Э. Поэтому мы макаем его в солёную воду и едим его в воспоминание о скорби. Мы знаем, что сегодня у нас нет нужды в Храме, потому что Мессия уже пришел.

Зероа - Кость ягненка

Зероа - это кость ягненка. Пасху также называют праздником Пасхального ягненка, но сегодня мы не видим ягнят на столах многих еврейских семей, отмечающих этот праздник. Дело в том, что, когда совершилась первая Пасха, Бог повелел Еврейскому народу выбрать ягнёнка без порока и принести его в жертву, так как Бог готовился излить Своё последнее наказание на Египет. Для того, чтобы избежать этого наказания, евреи должны были помазать кровью ягнёнка косяки и перекладину их дверей. Мясо ягнёнка должно было быть поджарено в тот же день и съедено семьёй. Люди поступили, как повелел им Бог, и Ангел смерти, увидев кровь на их дверях, прошёл мимо их домов. Но в большинстве eгипетских семей каждый первeнец умер в ту ночь и у людей и у скота. Умер и сын Фараона, наследник трона.

Ягненок является важной частью этого празднования, его жертва предоставила кровь для дверей еврейских семей. Кровь ягненка искупила жизни первенцев. В Торе говорится в книге Левит 17:11: ''Потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает.'' По словам писаний Мишны существовал специальный способ, которым ягненок подготавливался к печению над огнем во времена храма. Кишки животного вынимались, обматывались вокруг его голoвы, и тело его пронzалось шестом гранатового дерева вертикально. Затем чтобы убедиться в том, что вся внутренняя часть ягненка пропечется насквозь, передние ноги ягненка раздвигались и привязывались к горизонтально прикреплямому шесту гранатового дерева. Эта воображаемая пророческая картина говорит сама за себя.

Почему же мы не видим ягнят на столах всех семей сегодня?  Храм сегодня больше не стоит, и жертвоприношения не приносятся больше. Пасхальные жертвоприношения, как и все другие, могли быть принесены перед Богом только в Храме, в Иерусалиме и только коэном (священником). С разрушением Храма в 70 году Н.Э. больше не приносятся жертвы Богу, и поэтому во многих еврейских семьях нет ягнят на столах во время Пасхи.