Для поиска еврейских фамилий в Советском Союзе использовали телефонные справочники. К сожалению, после 1978 г. справочники к большинству крупных городов СССР, недоступны. Более того, до этого года число семей, имевших телефон в Советском Союзе, было относительно невелико, поэтому то число людей, которые были перечислены в справочниках, не соответствовало реальному количеству жителей городов. Поскольку телефонные справочники были единственным доступным источником информации о фамилиях, и поскольку скорее всего соотношение частотности фамилий в справочниках и в реальности примерно одинаково, справочники использовались в качестве основного материала для нашей работы. У советских телефонных справочников есть одна неудобная черта. Имена и отчества обозначаются в них только начальными буквами, поэтому трудно определить, когда фамилия еврейская, а когда нет. Чтобы разрешить эту проблему мы использовали адресные книги начала XX века. При помощи анализа этих книг, удалось определить, где были действительно еврейские фамилии. К счастью, большинство фамилий, наиболее часто встречающихся среди советских евреев, принадлежат либо евреям, либо людям, имеющим еврейское происхождение.
Есть, однако, некоторые исключения. Наиболее часто среди советских евреев встречается фамилия Левин. Существует такая же русская номографическая христианская фамилия; по большей части она встречается в России, для Украины же она не типична (Русская фамилия, собственно говоря, должна читаться ЛЁВИН, ибо восходит не к колену Леви, а к мужскому уменьшительному Лёва, от Лёв, как произносилось это имя по-старорусски. - Прим.ред.) . Например, в 1915 г. в киевской адресной книге, из 60 Левиных 59 евреев. В Одессе в 1914 г. проживал 61 человек по фамилии Левин, из которых 58 были евреи. В Кракове в 1915 г. из 25 Левиных не было ни одного христианина. В 1902 г. в Петербурге проживало 19 евреев и 15 христиан по фамилии Левин. Среди христиан по фамилии Левин некоторые, вероятно, имели еврейское происхождение, так как в Петербурге жило много евреев, принявших христианство. (В той же книге указывается 14 евреев и 5 христиан по фамилии Раппопорт, 11 евреев и 3 христианина по фамилии Шапиро, 12 евреев и 3 христианина по фамилии Кац). Следует отметить, что соотношение между евреями и христианами в Петербурге в начале XX века и сейчас может различаться. В начале XX века общее число евреев в этом городе было невелико, так как он находился за чертой оседлости; после революции 1917 года в Петербург переехало большое количество евреев.
Сложнее всего определить принадлежность к еврейской национальности обладателей фамилии Островский, так как в Украине эта фамилия очень распространена как среди христиан, так и среди евреев. В 1915 г. в киевской адресной книге были записаны 23 еврея и 32 христианина с этой фамилией; в 1914 г. в Одессе проживало 18 евреев и 16 христиан. Такие фамилии как Слуцкий, Заславский и Каневский могли иметь и евреи и христиане, но чаще их носили евреи. Также есть христиане с фамилиями Резник(ов), Бродский и Черняк, но их число в крупных городах Советского Союза несравнимо меньше, относительно евреев с теми же фамилиями. Число христиан немецкого происхождения с такими фамилиями как Фельдман, Фридман, Гринберг, Розенберг и Шварц также весьма невелико, по сравнению с количеством евреев с теми же фамилиями.
Вполне разумно полагаться на дореволюционное соотношение носителей одних и тех же фамилий еврейского и христианского происхождения, и полагать, что такое же соотношение сохраняется и в телефонных книгах крупных городов Советского Союза. Также следует учитывать следующие факторы:
- На протяжении 1920 - 1930 гг. была широкая волна миграции евреев из пригородов в города, вследствие чего число евреев в крупных городах Советского Союза возросло.
- Из-за геноцида евреев во время Холокоста, численность еврейского населения Украины сократилась, особенно в Киеве.
- Среди еврейского населения гораздо большее количество людей имело телефон, чем среди других этнических групп. Отчасти это можно объяснить тем, что среди евреев было большое количество ученых, инженеров и деятелей искусств, а представителей этих социальных и культурных групп гораздо чаще подключали к телефонным линиям, чем представителей рабочего класса.
Есть и еще один фактор: Советском Союзе евреи испытывали трудности с приемом на работу. В связи с государственной политикой антисемитизма, в семьях, где отец был евреем, а мать - нееврейкой, детям часто давали фамилию матери; во многих случаях евреи, женившиеся на нееврейках, брали их фамилии. Только этими двумя способами в Советском Союзе можно было изменить фамилию. Это было вполне обычным явлением, особенно в 1970-е годы. Списки из каждой телефонной книги приводятся в Таблице (см. ниже), и эти явления не оказали на них большого влияния, так как по большей части в этих списках приводятся настоящие, не измененные фамилии.
Поскольку проведение точного анализа было невозможно, в этом списке приводятся еврейские фамилии, наиболее часто встречающиеся в Советском Союзе. Данные количества - приблизительны: также следует учесть дореволюционные списки адресов и вышеупомянутые факторы. Списки в Таблице (см. ниже) показывают наиболее часто встречающиеся еврейские фамилии в шести городах Советского Союза, где численность еврейского населения была наиболее велика. Цифра напротив каждой фамилии показывает общее число носителей этой фамилии в телефонной книге. Звездочкой отмечены те фамилии, которые могли носить неевреи.
В советском фольклоре Рабинович - самая распространенная еврейская фамилия. Это можно заключить из того, что в большинстве советских анекдотов "про евреев" основным героем является Рабинович. Вот пример такого анекдота: Турист подходит к дому в Одессе и спрашивает женщину из этого дома: "Как мне найти квартиру Шапиро?" Женщина отвечает ему: "Крикните "Рабинович!" Единственное окно, которое не откроется и будет квартирой Шапиро".
Несмотря на такое мнение, из Таблицы (см. ниже) видно, что ни в одном из городов с большой численностью еврейского населения фамилия Рабинович не преобладает.
Следует пояснить списки фамилий Москвы и Ленинграда. Во-первых, среди 10 наиболее часто встречающихся фамилий, 9 можно встретить в обоих списках. Не удивительно, что эти фамилии происходят от Коhенов или Левитов, либо являются фамилиями раввинов. Многие различия между этими списками можно объяснить тем, что после революции 1917 года, еврейское население восточной Белоруссии стало перемещаться в Ленинград, а евреи с восточной Украины стали переезжать в Москву. Анализ данных Таблицы В.1 подтверждает этот факт, так как в списке ленинградских фамилий присутствуют такие типичные белорусские и литовские фамилии как Каган, Йоффе, Горелик, Шифрин, Ханин, Гурвич; в московском списке встречаются типичная украинская и бессарабская еврейская фамилия Гринберг.
Однако, некоторые еврейские фамилии, типичные только для Белоруссии и Литвы, такие как Эпштейн, Гинзбург и Гуревич входят в число 10 наиболее часто встречающихся фамилий не только в Ленинграде, но и в Москве. Фамилия Коган (из южной Украины и Бессарабии) более типична, чем ее Белорусский и Литовский эквивалент Каган, как в Москве, так и в Ленинграде. Эти данные показывают, что на данный момент количество мигрантов из Белоруссии и Украины в двух наиболее крупных городах России - не особенно различается.
Наиболее часто встречающиеся еврейские фамилии в шести городах Советского Союза
Москва (1972 г.) | Ленинград (1978 г.) | Киев (1976 г.) | |||
Левин | 800 | Левин | 233 | Фридман | 158 |
Коган | 431 | Коган | 155 | Фельдман | 155 |
Шапиро | 334 | Гуревич | 154 | Шапиро | 155 |
Гуревич | 326 | Лившиц | 126 | Рабинович | 147 |
Рабинович | 283 | Шапиро | 119 | Кац | 118 |
Лифшиц | 228 | Йоффе | 111 | Коган | 116 |
Фридман | 210 | Рабинович | 96 | Резник | 108 |
Гинзбург | 188 | Гинзбург | 78 | Левин | 106 |
Кац | 183 | Эпштейн | 77 | Бродский | 104 |
Эпштейн | 173 | Кац | 65 | Гринберг | 91 |
Фельдман | 172 | Фридман | 57 | *Заславский | 95 |
Резников | 154 | Каплан | 51 | Каган | 81 |
Черняк | 153 | Певзнер | 51 | Спектор | 81 |
Беленький | 132 | Гольдберг | 50 | Гуревич | 75 |
Певзнер | 126 | Фельдман | 50 | Каплан | 75 |
Бродский | 123 | Беленький | 48 | Спивак | 74 |
Каплан | 119 | Лурье | 47 | *Каневский | 76 |
Розенберг | 119 | Бродский | 46 | *Островский | 166 |
Вайнштейн | 118 | Каган | 44 | Розенберг | 63 |
Цейтлин | 118 | Шифрин | 44 | Гольденберг | 62 |
Иоффе | 114 | Черняк | 43 | Гольдштейн | 59 |
Гальперин | 109 | Горелик | 42 | Вайнштейн | 58 |
Гольдберг | 105 | Хейфец | 42 | Ямпольский | 58 |
Хайкин | 104 | Гальперин | 41 | Поляк | 58 |
Гринберг | 103 | Цейтлин | 40 | Факторович | 55 |
Лурье | 101 | Финкельштейн | 39 | Резников | 54 |
Локшин | 96 | Рапопорт | 38 | *Слуцкий | 61 |
Резник | 95 | Ханин | 37 | Черняк | 50 |
Либерман | 90 | Гурвич | 36 | Лившиц | 47 |
Хейфец | 89 | Хайкин | 36 | Гальперин | 47 |
Харьков (1984 г.) | Одесса (1977 г.) | Днепропетровск (1971 г.) | |||
Левин | 133 | Коган | 118 | Левин | 43 |
Коган | 127 | Гринберг | 51 | Лившиц | 30 |
Рабинович | 87 | Левин | 47 | Коган | 30 |
Гуревич | 79 | Шапиро | 45 | Черняк | 29 |
*Резников | 80 | Рабинович | 44 | Бродский | 27 |
Шапиро | 66 | Фельдман | 44 | Кац | 23 |
Каневский | 65 | Бродский | 41 | Гуревич | 22 |
Резник | 60 | Спектор | 38 | Фридман | 21 |
Кац | 58 | Вайнштейн | 38 | Рабинович | 20 |
Лившиц | 56 | Вайсман | 37 | Горелик | 20 |
Бродский | 56 | Штейнберг | 36 | Резник | 20 |
Заславский | 58 | Кац | 35 | Резников | 20 |
Каплан | 50 | Шварцман | 34 | Гринберг | 16 |
Фельдман | 50 | Заславский | 34 | *Каневский | 17 |
Черняк | 50 | Фридман | 32 | Эпштейн | 15 |
Фридман | 44 | Спивак | 32 | Хейфец | 15 |
Гринберг | 44 | Шварц | 31 | Варшавский | 14 |
Кричевский | 43 | Кейман | 30 | Каплан | 14 |
Слуцкий | 45 | Шойхет | 30 | Гольденберг | 14 |
Островский | 88 | Гольдштейн | 2 |